Монтаж металлоконструкций эстакады СВХ над ж. д. путями МЦК ОАО «РЖД»
В рамках реализации строительства объекта «Многоуровневые транспортные развязки на пересечении Северо-Восточной хорды с 5-м проездом Подбельского и Открытым шоссе. Этап 1. Эстакада С-4» в число производимых ООО «СТМ-Центр» работ по объекту входил монтаж металлоконструкций пролетных строений эстакады, пересекающей съездами С-4-1 и С-4-2 железнодорожные пути 1, 2 и 3 от 12 км ПК8+43 до 12 км ПК8+61 участка Белокаменная – Бульвар Рокоссовского Малого кольца (МЦК) Московской железной дороги.
Конструкция монтируемого пролетного строения – неразрезное, сталежелезобетонное, балочное, состоящее из металлических коробчатых балок, объединенных в совместную работу c железобетонной плитой проезжей части. Высота главных балок 1,82м.
В связи со сжатыми сроками строительства был разработан ППР на монтаж съезда и въезда эстакады двумя укрупненными блоками, объединяющими в себе по 10 заводских блоков. Вес укрупненных блоков БУ1 и БУ2 более 120 т каждого.
В пролёте над ж. д. путями МЦК решено производить монтаж гусеничным краном грузоподъемностью 750 т в два этапа: монтаж съезда с СВХ (БУ1), затем монтаж въезда (БУ2), в ночные технологические «окна» в движении поездов с предварительным снятием напряжения в контактной сети ОАО «РЖД».
Непосредственно до монтажа блоков над железной дорогой производилась их укрупнительная сборка на стапелях, расположенных на стройплощадке возле ограждения МЦК.
Габариты гусениц крана г/п 750 т (12х12)м, высота гусениц крана более 2 метров. Основная стрела крана длиной 59 м. Сборка гусеничного крана производилась более чем из 30-и элементов непосредственно на монтажной площадке. В течение недели элементы крана привозились на площадку и собирались воедино вспомогательным краном грузоподъемностью 200 т. Вес крана в снаряженном состоянии – более 400 т.
В качестве подкрановой площадки для исключения любой деформации под краном принята монолитная железобетонная плита, которая представляет из себя конструкцию из монолитного бетона В30 толщиной h=400мм с армированием в 2-х направлениях. Расход бетона на подкрановую площадку – более 300 м3, расход арматуры – 80 т.
Для производства основных работ были разработаны схемы строповки, индивидуальные монтажные проушины, определены центры тяжести укрупненных блоков. Монтажные проушины проектировались индивидуально под данный монтаж. Вес одной проушины составлял более тонны. Изготовлено грузозахватное приспособление на базе ООО «СТМ-Центр».
Центр тяжести серповидного блока определялся расчетным путем. За день до ночного «окна» производился пробный подъем блока в присутствии комиссии, статические и динамические испытания стропов, проушин, уточнение фактического положения центра тяжести блока для возможной корректировки положения проушин. Пробный подъем показал достаточную точность определения центра тяжести, подтвердил обеспечение прочности СГЗП, корректировок не потребовалось.
После начала технологического «окна» - закрытия движения поездов на всех путях МЦК и снятия напряжения в контактной сети - производился подъём блока со стапеля, поворот блока, перемещение в планово-проектное положение путем поворота стрелы крана. Последовательными операциями по сигналам стропальщиков блок устанавливался на временное опирание. Смонтированный блок опускался на временную и постоянную (со стороны СВХ) опоры. От раскачивания блок удерживался при помощи оттяжек. После опускания укрупнённого блока, имеющего полукруглое очертание в плане, на опорные точки обеспечение его устойчивого положения против опрокидывания осуществлялось путем размещения на приопорной зоне пригрузов из дорожных ж. б. плит. После установки блока в устойчивое положение и его закрепления, производилась расстроповка.
В процессе монтажа производился постоянный контроль за состоянием площадки под краном. Монтаж укрупненного блока БУ2 над МЦК производится аналогично в такие же «окна». Контроль за производством работ осуществляли службы ОАО «РЖД» - дистанция инфраструктуры, электроснабжения, дистанция искусственных сооружений. Максимальный вес монтируемого блока ПС - 128.8 т. Максимальное расстояние от «земли» до гака крана в момент отрыва груза от земли – 14560 мм. Высота блока ПС – 1840 мм.
Автор: Надежда Чумакова